Интересно
ООО "Благовест" - профессиональная резьба по дереву
17.11.2020История афонских подворий Русского Свято-Пантелеим
Историческая справка
История афонских подворий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря начинается с устройства в 1873 году часовни при московском Богоявленском монастыре на Никольской улице. В своем слове, обращенном к братии игумен священноархимандрит Макарий (Сушкин) сказал: «Открытие часовни дало нам возможность иметь прямые отношения с родной нам Россией щедротами которой существует не только наша обитель, но и многие иные здешние обители».
Стараясь о расширении монастырских владений за чертой Афона и главным образом в пределах своего отечества о. Макарий имел ввиду:
1)стать ближе к своим соотечественникам, хорошо познакомить их с современным монашеством на Афоне во всех отношениях и через это расширить район своего благотворного влияния на них, удовлетворяя, по мере возможности, всем их духовным потребностям;
2) подготовить для русской братии Пантелеимоновского монастыря «убежище» на тот случай, если бы когда-нибудь возникли «смутные обстоятельства на Востоке» и не стало «возможности дальнейшего пребывания на Афоне», и
3)обеспечить материально монастырь.
В 1861 г. для сбора средств в Россию был привезен чудотворный образ Божией Матери «В скорбях и печалях утешение» — двустворчатый складень в дорогой оправе, принадлежавший основателю обители. Тогда же монахи задумали устроить в столице и подворье с часовней.
До конца XIX века братия русского афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря не имела своего подворья в Российской империи, необходимость которого была очевидной. К середине 1880-х гг. интересы обители в Санкт-Петербурге представляли ее корреспонденты: проживавший при Александро-Невской Лавре монах Свято-Пантелеимоновского монастыря с несколькими послушниками и торговавший на столичной бирже брат игумена Макария (Сушкина) потомственный почетный гражданин Василий Иванович Сушкин.
Первые шаги по устройству петербургского подворья относятся к середине позапрошлого века, когда известный археолог и радетель Афона Петр Севастьянов предложил возвести часовню в пользу Андреевского скита. Затем другая благодетельница, петербургская купчиха Анна Джамусова, пожертвовала скиту большой земельный участок в Песках.
В 1875 купчиха А. У. Джамусова подарила на Песках для подворья участок с каменным домом и 10 тыс. руб., но в дело снова вмешался Синод. В 1883 монахи предложили возвести здесь часовню прп. Ксении в честь рождения вел. кн. Ксении Александровны, но их постигла неудача. Только в мае 1889 на этом месте началась постройка двухэтажного подворского храма в память о спасении в Борках. Церковь, как и находившийся рядом флигель для монахов возводил в ярославском стиле XVII века епархиальный зодчий Н. Н. Никонов. Митрополит Исидор 8 сентября 1889 заложил, а митрополит Палладий 22 декабря 1892 освятил этот трехпридельный храм на 1500 человек. Еще раньше, 19 января 1892, епископом Выборгским Антонием в нем был освящен правый придел ап. Андрея Первозванного и мц. Феклы. Нижний храм имел главный придел во имя чтимой иконы. Иконостасы из дуба были выполнены в древнерусском стиле по эскизу Никонова, образа написали афонские монахи. Главной святыней в храме была упомянутая чудотворная икона, перед которой ежегодно 19 ноября, в день свершения от нее первого чуда в России, служился торжественный молебен. Во время Первой мировой войны молебны и панихиды совершались здесь день и ночь. Были привезены частицы св. мощей двенадцати мучеников и частица Животворящего Древа Господня. После закрытия подворья мощевик был перенесен в Никольский собор (см. собор свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, Морской Николо-Богоявленский).
На данный момент сторический комплекс Подворья Старо-Афонского Свято-Андреевского мужского скита расположен по адресу 5ая Советская ул., дом 31-33 лит А, Б, В и состоит из здания: Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы (лит. А), келейного корпуса (лит. Б) и сторожки (лит. В). Строительство комплекса осуществлялось с 1889 по 1893 гг. по проекту архитектора Н. Н. Никонова. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы построена в московско-ярославском стиле, двухэтажная, рассчитана на 1500 человек.
1 этаж: центральный алтарь – во имя чудотворной иконы Божией Матери «В скорбях и печалях утешение»; придел – во имя св. Алексия – человека Божия.
2 этаж: главный придел – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; правый придел – во имя Св. благоверного князя Александра Невского; левый придел – во имя Апостола Андрея Первозванного. Храм построен в память спасения царской семьи при крушении поезда на станции Борки. Общая площадь храма 2.496 кв. м.
В 1923 году храм подворья стал приходским. Церковь закрыта в 1933 году. После перестройки в здании храма разместился архив научно-технической документации, действующий до сих пор.
Лит. Б – бывший келейный корпус, жилое здание общей площадью 1445 кв. м, общая жилая площадь составляет 959,2 кв. м (17 квартир, в которых проживает 18 семей, 40 человек), нежилая площадь (водомерный узел, теплоцентр) составляет 185,3 кв. м. Большинство квартир в настоящее время является частной собственностью. В 1992 году в здании был проведен капитальный ремонт.
Лит. В – бывшая сторожка, нежилое здание площадью 11,7 кв. м. В настоящее время передано в безвозмездное пользование Патриаршему подворью храма вмч. Никиты за Яузой (Афонскому подворью). В 2003 году в здании сторожки устроена часовня в честь св. ап. Андрея Первозванного. Комплекс зданий состоит на учете в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (Распоряжение КГИОП № 10-33 от 20.10.2009). Одновременно в Санкт-Петербурге существовало и второе Афонское подворье (Подворье Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря).
В марте 1885 г. в Святейший Синод обратилась краснохолмская мещанка вдова Анастасия Ивановна Клементьева с прошением о разрешении Ново-Афонскому монастырю принять в дар пожертвованную ею недвижимость: два дома (каменный и деревянный) с различными дворовыми постройками и участком земли, площадью 462, 67 кв. саженей, с тем, чтобы при этих домах на свободном месте была устроена домовая церковь с часовней, в которой богослужения совершала братия монастыря. Подаренные дома находились в Нарвской части Санкт-Петербурга по адресу: Забалканский (ныне Московский) проспект, 25, угол 2-й роты Измайловского полка (ныне 2-й Красноармейской улицы).
Определением от 27 января – 10 февраля 1886 г. Святейший Синод не встретил препятствия к принятию пожертвования А.И. Клементьевой и постановил поручить обер-прокурору К.П. Победоносцеву испросить на это высочайшее соизволение с предоставлением права монастырю построить при подаренных домах домовую церковь с часовней. 15 февраля император Александр III утвердил соответствующий доклад обер-прокурора, и 20 февраля К.П. Победоносцев сообщил об этом Синоду.
В том же году петербургский епархиальный архитектор Николай Никитич Никонов подготовил проект фундаментального трехэтажного здания подворья в московском стиле XVII века. С разрешения Святейшего Синода оно было заложено 17 августа 1886 г. викарным епископом Ладожским Арсением (Вадковским) на участке, пожертвованном А.И. Клементьевой. Старцами Свято-Пантелеимоновского монастыря игуменом Макарием и духовником иеросхимонахом Иеронимом на устройство столичного подворья было выделено 200 тыс. рублей, пожертвованных от разных дарителей, в основном через Московское афонское подворье.
Сооружение рассчитанного на 2500 человек восьмиглавого с колокольней храма на третьем этаже главного здания подворья шло довольно быстро. Уже через два года, 26 августа 1888 г., митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) и настоятель Ново-Афонского монастыря схиархимандрит Иерон (Носков) торжественно освятили на главный придел во имя Иверской иконы Божией Матери с хорами. Через несколько дней были освящены и боковые приделы: южный (правый) – св. вмч. Пантелеимона и северный (левый) – св. ап. Симона Кананита.[9] В начале XX века был устроен и освящен еще один придел – преп. Алексия Человека Божия, в котором установили деревянный позолоченный иконостас, в первых же трех приделах иконостасы были резные дубовые. На колокольню повесили 11 колоколов, самый большой из которых весил 111 пудов 10 фунтов (около двух тонн).
Фасад главного здания подворья украшали большие иконы. Иконостасы, изготовленные в русском стиле, привезли из Москвы, образа исполнили в Свято-Пантелеимоновском монастыре на Афоне, а расписал храм художник Шубин. Со Святой Горы было прислано также несколько хороших икон, в том числе списки Иверской иконы Божией Матери, вмч. Пантелеимона и св. ап. Симона Кананита. Однако у богомольцев особым почитанием пользовались два образа Божией Матери — «Троеручица» (в часовне) и «Избавительница», которые прославились несколькими исцелениями. Из других святынь имелись частицы мощей Трех Святителей и Животворящего Креста Господня. Привлекала богомольцев в храм также строго уставная афонская служба и пение. Как было принято в монастырях, бедным на подворье ежедневно раздавали бесплатную еду. В подворских зданиях работали иконописная мастерская с лавкой, баня, книжный церковный магазин и популярная в городе пекарня.
В 1888 г. по проекту Н.Н. Никонова рядом с храмом была также устроена часовня. Общая площадь участка подворья составила 528, 89 кв. сажень, в том числе застройка занимала 381, 01 кв. сажень, а остальное – дворы. В главном здании, расположенном на углу Забалканского проспекта и 2-й роты Измайловского полка первые два этажа занимали 25 жилых комнат (келий), а третий этаж – храм. Общая площадь церкви и часовни составляла 274, 9 кв. сажень. Кроме того, на 2-й роту Измайловского полка выходил отдельный трехэтажный корпус, взведенный для проживания братии, в нем имелось 7 комнат и 3 квартиры по 3 комнаты в каждой. К этому корпусу было пристроено еще одно здание – дворовой четырехэтажный флигель для проживания братии и паломников, состоявший из 23 комнат (келий). Во дворе также имелось одноэтажное здание сарая и кухни. Подворье имело водопровод, канализацию, электрическое освещение, а главное здание и калориферную систему отопления (в остальных корпусах отопление было печным).
Храм закрыт около 1930 г. и в середине 1930-х г. перестроен в унылое промышленное здание. Сохранился жилой дворовый флигель
Все статьиООО "Благовест" - профессиональная резьба по дереву